37 субъектами международного экономического права являются

Субъекты международного экономического права - это участники международных экономических отношений, поведение которых урегулирована нормами международного экономического права.

Соответственно, субъектами международного экономического права являются субъекты международного публичного права: Учитывая специфику международных экономических отношений, особый статус в международном экономическом праве с особенностями правового регулирования имеют транснациональные корпорации ТНК. Государства как суверенные единицы являются основными субъектами международного экономического права, обладающие универсальной международной правосубъектностью.

Основные экономические права и обязанности государств сформулированы в специальном международном документе - Хартии экономических прав и обязанностей государств г. Каждое государство несет полную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа ст. При этом обязанностью государств признается также необходимость строить свои взаимные экономические отношения таким образом, чтобы учитывать интересы других стран.

Кроме того, все государства обязаны избегать причинения ущерба развивающимся странам. Важным элементом правового статуса государства как субъекта международного экономического права является институт в доктрине он часто признается как международно-правовой принцип юрисдикционного иммунитета государства. Иммунитет государства является ярким выражением его суверенитета, его значение в межгосударственных экономических отношениях заключается в том, что "par in parent non habet imperium" "равный над равным не имеет власти".

Доктрина и практика выделяют три вида юрисдикционного Иммунитета государства в ее отношениях с другими государствами: Отсюда следует, что иностранное государство может быть подсудно судам другого государства только с его явно выраженного согласия, при этом, с другой стороны, ни одно государство не может отказать иностранному государству в праве выступать истцом в судах первого государства.

Содержание иммунитета государства от предварительного обеспечения иска заключается в том, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не могут быть применены какие-либо принудительные меры, в том числе арест, а иммунитет от исполнения судебных решений означает недопустимость применения мер иностранного государства по принудительному исполнению судебных решений. Существуют две основные концепции реализации иммунитета государства в теории и практике международного экономического права касающиеся как публично-правовых, так и частноправовых отношений: Согласно теории абсолютного иммунитета, к государству ни в коем случае не могут быть применены любые принудительные меры со стороны другого государства в ее национальных судах , за исключением, если на применение этих мер она дает свое явно выраженное согласие.

Согласно теории ограниченного функционального иммунитета, государство, действуя как суверен, всегда пользуется иммунитетом, однако когда она вступает в коммерческие отношения, выходит на мировой рынок как частное лицо, "торговец", то в этих случаях она своим иммунитетом от соответствующей юрисдикции другого государства не обладает.

Конкретное регулирование ограничения иммунитета часто фиксируется в международных договорах и национальном законодательстве стран, которые признают концепцию функционального иммунитета США, Великобритания, Канада, Австралия.

Эту концепцию применяют в своей практике также суды Австрии, Франции, Италии, Бельгии, Норвегии, Финляндии и др. Соответствующий подход закреплен и в национальном законодательстве Украины.

§ 2. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

В частности, подачи в Хозяйственный суд иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве третьего лица, наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие иностранному государству и находящиеся на территории Украины, а также применения в отношении него других мер обеспечения иска, обращения взыскания на имущество иностранного государства в порядке принудительного исполнения судебного решения Хозяйственного суда допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено законами Украины или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины ч.

На практике в межгосударственных договорах, в частности в торговых, часто предусматривается согласие государства на рассмотрение спорных вопросов в судебных или арбитражных органах. Иммунитет иностранного государства следует отличать от дипломатического иммунитета, который предоставляется дипломатическим агентам и дипломатическим представительствам в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях г.

Также иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета МО, наделенный им, если это предусмотрено ее уставом и международным договором с соответствующим государством. Международные экономические организации являются разновидностью МО и являются производными от государств субъектами международного экономического права. Первые международные экономические организации возникли еще в XIX ст. Всемирный почтовый союз г. Прежде всего, международные экономические организации делят соответственно к сфере международного экономического сотрудничества: МО в сфере торговли; МО в валютно-финансовой сфере; МО в инвестиционной сфере.

МО разделяют также на универсальные и региональные. К первым относят ООН, которая согласно Уставу обязуется развивать и экономическое сотрудничество. Среди региональных международных экономических организаций отдельно можно назвать региональные интеграционные объединения. К ним относятся - Североамериканская ассоциация свободной торговли НАФТА , в состав которой входят США, Канада, Мексика, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН , Содружество независимых государств СНГ.

Ярким примером регионального интеграционного объединения с надгосударственными чертами является Европейский Союз, который вследствие вступления в силу с 1 декабря г. Лиссабонский договор вступил международной правосубъектности до этого международной правосубъектностью обладали его составляющие - Европейские Сообщества.

Международные экономические организации в целом имеют такой же правовой статус, как и другие МО, однако, поскольку они не осуществляют политических функций государства, в принципе, наделяют их более широкой компетенцией. Несколько специфическим является правовой статус ТНК или многонациональных предприятий в международном экономическом праве. Они выступают активными участниками международных экономических отношений, часто по финансовым мощностью составляя конкуренцию государствам, однако пока их нельзя назвать субъектами международного экономического права.

Их не признают как таковые ни государства, ни МЕ, и в настоящее время отсутствует механизм эффективного и непосредственного международно-правового воздействия на них не через нормы национального права со стороны мирового сообщества. Хотя формально доктрина и практика признают необходимость на международном уровне регулирования деятельности ТНК, однако достичь реальной эффективности в этом не удается уже на протяжении длительного времени. Так, ЭКОСОС ООН учредил Центр по ТНК и Комиссию по ТНК, в рамках которой был разработан проект Кодекса поведения ТНК, нормы которого имеют рекомендательный характер, хотя они содержат достаточно прогрессивные принципы деятельности ТНК.

К ним относятся следующие принципы: На региональном уровне тоже предпринимаются меры по регулированию деятельности ТНК. В рамках ОЭСР в г. Нормы-рекомендации этих документов предусматривали для ТНК определенные обязательства, в частности: В рамках государств - членов так называемой Андской группы, в которую входят Колумбия, Чили, Венесуэла, Перу, Эквадор, был принят Кодекс иностранных инвестиций, который содержал унифицированные правила для деятельности ТНК в регионе, и эти правила были имплементированы государствами в национальное право.

Шумилова, ТНК, взаимодействуя между собой, а также заключая с государствами различного рода сделки, особенно инвестиционного характера, тем самым создают новую категорию норм, которые регулируют отношения, выходящие за пределы внутреннего права соответствующих государств, формируя так называемое транснациональное право, которое исходит как из национального, так и международного экономического права, что является признаком динамического развития нормативной системы в эпоху глобализации.

Главная Право Международное публичное право. В современном международном экономическом праве государства классифицируют: По уровню экономического развития: По уровню "рыночности" экономики: В связи с этим государства наделяются соответствующими обязанностями: Существует несколько подходов к классификации международных экономических организаций.



Авторизация
Вход