На сколько больше должно быть число

Следует предлагать детям сравненивать равночисленные эквивалентные и неравночисленные множества путем установления взаимно однозначного соответствия, что постепенно подводит ребенка к пониманию смысла количественной характеристики множества, которую мы называем числом. Приведем примеры заданий, которые воспитатель может использовать для всех возрастов, варьируя количество предметов от для младшей и средней группы до 10 в старшей группе.

Фланелеграф и картонные модели фигур. Педагог выкладывает на фланелеграфе несколько фигур двух видов: Фигурки надо выставлять на фланелеграф вразброс, чтобы ребенок сам понял необходимость установления взаимно однозначного соответствия и самостоятельно выполнил его любым способом, и их должно быть достаточное количество для того, чтобы ответ нельзя было дать сразу, опираясь на визуальное восприятие, без установления взаимно однозначного соответствия.

Подобная ситуация необходимо выводит ребенка на п способа сравнения количественного состава множеств без ресчета элементов. Если в группе есть хорошо считающие до ти, то следует взять еще больше предметов и сделать их визу ально похожими, чтобы затруднить счет например, сдела их разноцветными и т. Работа на фланелеграфе удобна те что дети могут составлять пары любым образом — выстраив парные предметы напротив друг друга или расставляя пре меты произвольными парами:.

Не следует форсировать или сокращать этот этап и старать быстрее перейти на способ сравнения множеств на основе п ресчета. Должно пройти достаточно времени, чтобы у ребен сформировался устойчивый стереотип правильных действи в подобных ситуациях и чтобы этот стереотип успел интериори зироваться, т. Фланелеграф и модели фигур Способ выполнения. Педагог предлагает предметную си туацию.

Как сделать, чтобы кружков стало столько же, сколько квадратов квадратов столько же, сколько кружков? Уравнять эти множества можно двумя способами: Развивать координацию, соласованность движений рук, формировать соревновательную мотивацию и учить ребенка активному общению со взрослым, понимать словесную инструкцию и действовать по правилам.

Воспитатель играет с одним или двумя-тремя детьми. Он учит ребят прятать руки за спиной и одновременно с командой: Играйте с детьми, пока им весело мин. Постепенно воспитатель добавляет сравнение количества пальцев прикладыванием. Проверяя, воспитатель поясняет ребенку, как узнать, у кого больше прикладывает один палец к одному: Учить различать размер предметов, готовить к пониманию смысла взаимно однозначного соответствия при сравнении множеств.

Развивать деятельность общения и учить действовать по инструкции. Учить самостоятельно проводить сравнение разнородных множеств по количеству. Воспитатель, используя подходящие игрушки, разыгрывает с детьми сюжет: На столе большие и маленькие миски кукольный набор. Какую миску дадим маме-гусыне? Какую ему миску поста большую или маленькую? Готовить к пониманию смысла сравнения множеств с помощью взаимно однозначного соответствия. Развивать мелкую мускулатуру руки, тактильную чувствительность и координацию.

Сколько надо больших куличей? Сделай каждому гусенку один кулич. Учить сравнивать предметы по цвету, сравнивать множества с помощью взаимно однозначного соответствия.

Включать ребенка в сюжетное игровое взаимодействие с персонажами на основе принятия учебно-игровой задачи. У Миши красный фартук кепка, рубашка , у Мишутки — желтый.

Миша любит все красное, Мишутка — все желтое. Игрушки должны быть подобраны по цветам и оттенкам красного и желтого. Дети по очереди подходят и, выбирая подходящую игрушку, ставят ее возле медведя, объясняя свой выбор.

Это — для Мишутки. Потому что он крас ный. У Миши все игрушки красные. У Мишутки — желтые. А теперь медведи дадут игрушки детям: Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну игрушку у Миши, одну — у Мишутки. Когда игрушки разобраны, ситуация анализируется. Подбор игрушек должен быть таким, чтобы у всех детей оказалось по две игрушки: У последнего ребенка оказались две красных игрушки, и больше игрушек нет, значит, красных — больше и наоборот.

Используя подходящие игрушки, воспитатель разыгрывает сюрпризную ситуацию: В ней игрушки двух цветов: С этими игрушками выполняем действия, аналогичные предыдущему упражнению.

Можно использовать любую другую пару кукол, обозначив цвета синий и зеленый. У кого игрушек больше? Воспитатель показывает детям другой прием сравнения множеств по количеству: Не следует выкладывать игрушки в два ряда: После того как все пары определены, подводится итог: Подготовить к восприятию смысла взаимно однозначного соответствия при сравнении разнородных множеств.

Упражнение подобного типа можно провести с водой. Организуя игровую ситуацию, педагог просит ребенка налить воду в одинаковые ведерки: Воду наливать в два ведерка одной кружечкой, чтобы ребенок сам отмеривал количество воды для получения более тяжелого и более легкого ведерка. Можно предложить ребенку подумать, как сделать ведерки одинаковыми по тяжести. Для этого не нужно уметь считать. Ставим стол и стулья. Если нет игрушечной мебели, можно использовать подходящие коробки.

Дети рассаживают их на стулья, приговаривая: Воспитатель предлагает детям расставить на столе тарелки, чашки, разложить яблоки, произнося при этом:.

Проводится с опорой на определение числа как характеристики класса эквивалентных множеств, т. В процессе выполнения таких заданий у ребенка постепенно формируется понятие о некоторой общей, абстрактной характеристике множеств разнородных объектов предме тов — количестве.

Символом числа является цифра. После знакомства ребенка с цифрами упражнения приобретают традиционный вид: Как видно, большая часть нагрузки при освоении счета приходится на механическую память, т. Для того чтобы ребенок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: Вопрос формулируется следующим образом: Какой он по счету справа?

Чтобы ответить на поставленный таким образом вопрос, ребенку надо всего лишь вспомнить названия числительных по порядку. Смысл процесса нумерации предметов множества, процесса счета здесь не затрагивается и потому ребенком не осмысливается. Не случайно дети, незнакомые с приведенной выше формой упражнения, обычно спрашивают: Следует помнить, что можно предлагать ребенку посчитать двойками, десятками и т.

Перечисление названий чисел в обратном порядке не является счетом. Умение называть числительные в обратном порядке является базовым для обучения ребенка процессу отсчитывания,. Таким же образом формулируются задания: В период обучения счету для ребенка очень важна непосредственная работа руками с сосчитываемыми предметами.

Желательно дать детям возможность прикасаться к сосчитываемым предметам, двигать их, составляя уже сосчитанную группу, или показывать пальцем на каждый сосчитываемый предмет. Уже при запоминании правильной последовательности называния числительных полезно обращать внимание ребенка на изменение количественного состава сосчитываемой группы, показывая ее руками:. Затем речевое сопровождение заменяется только движением руки: Эти приемы готовят ребенка к пониманию на уровне кинестетики основного принципа построения натурального ряда — каждое следующее число на единицу больше предыдущего.

Речь идет о необходимой последовательности заданий, которая может быть реализована как на серии тематически взаимосвязанных занятий, так и внутри одного занятия. Покажем, как может быть организована такая последовательность действий ребенка на серии взаимосвязанных упражнений фрагменте занятия:.

Учить детей соотносить количественный состав множества с обозначающим его словом — числительным. Развивать внимание и активизировать мыслительную деятель- ность детей. Две коробочки — побольше и поменьше, а также горсть пуговиц или камешков. Пуговицы камешки двух размеров: В коробочку большего размера? Педагог подводит детей к самостоятельному выбору основания для классификации, в данном случае — по размеру. Читая текст потешки, раздает играющим по одной пуговице, называя детей по имени.

Затем пуговицы возвращаются в коробку съели оладушки , при этом их можно считать пока этот счет в устах педагога звучит для детей как еще одна приговорка: Формировать счетную деятельность, развивать конструктивные умения, восприятие и внимание.

Формировать умение работать по образцу и по представлению. Дети используют счетные палочки для воспроизведения сложенных педагогом на фланелеграфе фигурок педагог использует узкие полоски бархатной бумаги вместо палочек. Дети складывают фигурки, дают им названия или придумывают, на это похоже. Пусть каждый ребенок попробует сложить свою фигурку.

К но складывать буквы и называть их. В этот раз дети работают только с мя палочками. Педагог обращает на это внимание детей:. Формировать счетную деятельность и развивать конструкт ные умения, восприятие и воображение.

Формировать умение рабо по представлению. Счетные палочки двух цветов и контурный рисунок на I точке, соответствующий размеру палочек. Карточка выдается каждому бенку. Дети накладывают палочки на контурный рисунок и замечают, что палочек не хватает. Педагог помогает сосчитать, сколько еще нужно палочек. Какие у нас есть бабочки? Развивать внимание, конструктивную деятельность, пространственное мышление, гибкость мышления и воображения. Фланелеграф, полоски бархатной бумаги вместо палочек для педагога, счетные палочки у детей.

Педагог предлагает образцы конструкций, перестраивая каждую на глазах детей, чтобы они видели, что количество палочек не меняется. Формировать понятие о равных совокупностях. Использовать различные способы образования равных совокупностей взаимно однозначное соответствие и пересчет. Учить уравнивать множества с помощью установления взаимно однозначного соответствия. Фланелеграф и картонные модели фигур у педагога, лы или изображения сказочных героев.

На фланелеграфе выставлены две группы о ковых кругов двух цветов 8 и Круги стоят так, чтобы затруднить ресчет для тех детей, кто умеет это делать. Рассказывая это, педагог выставляет кукол рисунки , корзинки коробочки и раскладывает ягоды по корзинкам.

К концу рассказа на фланелеграфе возле Незнайки осталось два кружочка, а возле Гуньки — ни одного. Во всяком случае, большинство не считало. Столько же, сколько в другой. Две оставшиеся ягоды означают, что в этой куче ягод было больше, так как им нет пары. Педагог продолжает разыгрывание сюжета. Педагог обращает внимание детей на то, что считать фигурки для ответа на этот вопрос нет необходимости.

Разницу показывает число фигурок, оставшихся без пары. Уравнивать множества разными способами.

Идеальный размер команды

Педагог продолжает развивать сюжет:. Закреплять умение сравнивать множества установлением взаимно однозначного соответствия. Выложите их в ряд. Поставьте треугольников на два меньше. Если есть затруднения, выносит задание на фланелеграф и помогает выполнению наводящими вопросами.

К этому времени два круга из каждого набора надо аккуратно р; лить пополам или добавить в набор четыре полукруга из плотного к; на размер тот же , это нужно для новых конструктивных заданий. Формировать конструктивные умения с использованием приема сравнения множеств. Развивать внимание и воображение. Педагог показывает детям аппликацию, ориентируясь на которую они складывают конструкцию. Гунька полетел на поиски Незнайки, который улетел на воздушном шаре Каких фигур здесь одинаковое количество?

Чего больше, треугольников или квадратов? Развивать внимание, воображение и гибкость мышления. Педагог показывает детям аппликацию, ориентируясь на которую они перестраивают свою конструкцию в новую. Какие фигуры остались лишние? Три полукруга и два квадрата. Уберите их в коробочку. Посмотрите на свой катер: Квадратов столько же, сколько треуголь ников.

Формировать умение распознавать геометрические фигуры, развивать пространственное мышление, мелкую моторику и двигатель-но-моторную координацию, внимание, воображение и восприятие. Альбомный лист, цветные карандаши, рамка с прорезями в форме геометрических фигур. Обучать умению устанавливать взаимно однозначное соответствие для сравнения множеств без пересчета. Вот такие домики были у всех жителей Цветочного города на фланелеграфе собирается домик из двух деталей:.

На каж дый домик поставить крышу. Уточняем, что только одна крыша нужна одному домику. Обычно дети не используют здесь пересчет. Выполняя задание, они ставят на домик крышу, пока есть свободные домики. Обучать умению установливать езэимно однозначное соответствие для сравнения множеств без пересчета и с использованием пересчета.

Значит, квадратов надо четыре. Педагог отдает конверт ребенку и следит за действиями ребенка, лагая детям также наблюдать за действиями отвечающего: Обучать умению сравнивать множества путем образования П Материалы. Как вы думаете, хватит или хватит им этих кустов, чтобы посадить по одному кусту возле каждого мика? Тот из детей, кто может использовать пересчет, пробует это сдела Задание рассчитано на то, что большая часть затруднится это сдел и возникнут разногласия. Надо поставить возле каждого дома по одному кусту.

Не Одинаковое ли количество домов и кустов? Чего меньш Почему Петя уверен, что домов больше? Одному дому куста не хватил значит, кустов меньше. Установливать взаимно однозначное соответствие путем визу ального соотнесения элементов множества и путем пересчета. Педагог использует игровой сюжет. Он выставляет на фланелеграф пять кружков.

Наблюдая за детьми, педагог видит, кто понял смысл задания, кому надо индивидуально помочь наводящими вопросами, как это делалось выше. Учить выделять равночисленные множества различными способами. Использовать умение устанавливать взаимно однозначное соответствие множеств в конструктивной деятельности. Педагог показывает детям сюжетную аппликацию: Можно кратко напомнить детям сюжет сказки для создания игровой атмосферы. Использовать умение устанавливать взаимно однозначное ответствие множеств в конструктивной деятельности деятельности ко структивного рисования.

Педагог оказывает детям помощь индивидуально, помогая двига и поворачивать рамку для рисования деталей в нужном положении. Во всех приведенных упражнениях дети выполняют дейс вия с предметами и группами предметов, учатся замечать и выделять различные качества и свойства предметов и их совокуп" ностей, убеждаются в значимости этих свойств, постепенно учатся выделять количественные соотношения между множествами.

Выделенные количественные характеристики педагог учит детей соотносить со словом — числительным, обозначающим это количество. Ваша запись была успешно добавлена! Ваше сообщение было успешно отправлено! Педагогу о детях Библиотека Развивающие игры детям Интересное детям О семье Пишите нам. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. Главная Добавить статью Рекламодателям Развивающие игры Галерея Наши друзья Форум Обратная связь Гостевая книга О проекте.

Педагогу о детях Библиотека Развивающие игры детям Интересное детям О семье.



Авторизация
Вход